Ассоциация юристов России будет осуществлять допуск к профессии юристов
27 сентября 2017 года председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внес в Госдуму проект федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», который предполагает аттестацию юристов в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации.
Автор проекта – Павел Крашенинников сообщил, что законопроект устанавливает единые требования о наличии отечественного юридического образования у лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям по представительству в судах.
«Действующим законодательством допускается оказание юридической помощи по представительству в судах со стороны лиц, не имеющих специального образования. Так, в соответствии с ГПК РФ представителями сторон при рассмотрении гражданских споров могут быть как любые юридические лица, так и граждане, не имеющие надлежащей квалификации. В АПК РФ установлено, что представителями граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций в арбитражных судах могут выступать адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь», – пояснил Павел Крашенинников.
Нередко называющий себя адвокатом или юристом представитель не имеет специального образования и таким образом вводит в заблуждение гражданина или организацию, чьи интересы представляет.«Результатом такого некомпетентного представительства становится отсутствие должной юридической помощи, некачественное представление интересов доверителя в суде и в итоге – вынесение судебного акта, не учитывающего в полной мере интересы сторон. Подобные некомпетентные представители бросают тень на профессию юриста и, в результате, заставляют усомниться в эффективности судебной системы в целом», – отметил Павел Крашенинников.
Законопроектом предлагается установить единые требования о наличии отечественного юридического образования у представителей граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах, а также дел в арбитражных судах. «Такими представителями вправе быть российские и иностранные граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в России ученую степень по юридической специальности. Для иностранных лиц также допускается наличие юридического образования, полученного за рубежом, при условии сдачи профессионального экзамена по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование», – сообщил Павел Крашенинников. Исключение составят лица, являющиеся законными представителями.
«В случае если участник спора нанимает в качестве представителя юридическое лицо, то таким представителем может быть российская организация или иностранная организация, которая аккредитована при общероссийской общественной организации, определяемой Правительством России», – сказал Павел Крашенинников.
«При этом такие организации, нанятые в качестве представителей, для непосредственного участия в судопроизводстве могут направлять только граждан, отвечающих вышеуказанным требованиям», – добавил Павел Крашенинников.
«Предлагаемые изменения имеют большое значение для всех граждан, которые обращаются за помощью к адвокатам, юристам при рассмотрении споров в судах. Установление единых требований к представителям в судах о наличии отечественного юридического образования – как у россиян, так и у иностранных представителей, – позволит оградить доверителей от некомпетентных лиц, выдающих себя за специалистов, но не знающих основ российского законодательства, не умеющих так или иначе в нем ориентироваться. Проект будет способствовать реализации прав граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи, что положительным образом отразится на эффективности судебной системы», – заявил Павел Крашенинников.
Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев:
«Есть неоспоримый плюс в том, что деятельность юристов в России будет регулироваться общероссийской общественной организацией граждан, которые имеют юридическое образование. В первую очередь это защитит права россиян, которые должны быть уверены в том, что получают квалифицированную юридическую помощь. Это общемировая практика. Ранее Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал идею принятия отдельного законодательного акта, согласно которому Ассоциация юристов России может стать органом, осуществляющим допуск к профессии. Для иностранных юристов и адвокатов допуск к профессии будет введен в обязательном порядке, тогда как для российских юристов он может быть добровольным», – отметил Владимир Груздев.
Сопредседатель Ассоциации юристов России, ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев:
«Статья 48 Конституции России гарантирует каждому гражданину получение квалифицированной юридической помощи. Не секрет, что сейчас этот конституционный принцип реализуется далеко не всегда. Основной смысл законопроекта, внесенного Павлом Крашенинниковым – предельно четко отрегулировать деятельность иностранных юридических компаний и юристов, получивших образование за рубежом, при оказании ими квалифицированной юридической помощи гражданам России и юридическим лицам. При этом абсолютно справедливым мне представляется условие, что уровень квалификации таких юристов должен быть проверен посредством определенной аккредитации. Способ такой аккредитации в документе прописан – сдача профессионального экзамена. Функции же аккредитации, согласно законопроекту, должны быть возложены на общероссийскую общественную организацию. Я полагаю, что таковой может стать именно Ассоциация юристов России. Таким образом, принятие законопроекта обеспечит квалифицированную юридическую защиту прав граждан и юридических лиц, а также позволит исключить ситуации, при которых представительством интересов граждан и организаций на практике занимаются люди, вовсе не имеющие базовой подготовки в сфере российской юриспруденции. Это также позволит реализовать основные принципы, на которых базируется процесс, в первую очередь принцип состязательности, и обеспечит качественное и эффективное отправление правосудия по конкретным делам».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»
Законопроект разработан в целях обеспечения реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, которое гарантировано каждому статьей 48 Конституции Российской Федерации.
Представительство в судах представляет собой случай оказания гражданам юридической помощи, однако действующим законодательством не всегда установлены требования о наличии у лиц, непосредственно осуществляющих представительство, отечественного юридического образования.
Так, в силу статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Но на основании статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
Статья 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в принципе допускает оказание помощи по представительству как со стороны любых юридических лиц, так и со стороны граждан, не имеющих специального образования, то есть не имеющих надлежащей квалификации.
Следствием такого регулирования становится ненадлежащее качество получаемых гражданами и организациями услуг по представительству в судах.
Нередко представитель называет себя адвокатом или юристом, не имея юридического образования, а гражданину, который нанимает такого представителя для участия в суде, такое введение в заблуждение или даже обман не всегда очевидны. Результатом становится низкое качество получаемых гражданами услуг и невозможность исправления этих недостатков в случае, если судебный акт, вынесенный при некачественном представлении интересов гражданина, вступил в силу и не может быть оспорен.
В целях обеспечения реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь законопроект вводит правило о том, что представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование. Исключение составляют лица, являющиеся законными представителями.
В случае если участник спора нанимает в качестве представителя юридическое лицо, то таким представителем может быть российская организация или иностранная организация, которая аккредитована при общероссийской общественной организации, определяемой Правительством Российской Федерации.
В любом случае для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.
Ассоциация юристов России приводит текст ФЗ «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» полностью:
Статья 1. Представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, а также российские организации. Для непосредственного участия в судопроизводстве российские организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности
Статья 2. Иностранные граждане вправе выступать представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при наличии у таких иностранных граждан высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенной в Российской Федерации ученой степени по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.
Статья 3. Иностранные организации вправе выступать представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при условии аккредитации таких иностранных организаций при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве иностранные организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование.
Статья 4. Внести в статью 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532), изложив ее в следующей редакции:
«Статья 49. Лица, которые могут быть представителями в суде.
- Представителями в суде могут быть дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, а также надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением граждан, указанных в статье 5 l настоящего Кодекса. Граждане, указанные в статье 52 настоящего Кодекса, имеют полномочия представителей в силу закона.
- Представителями в суде могут быть российские организации, а также иностранные организации, имеющие аккредитацию при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только дееспособных граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, за исключением граждан, указанных в статье 51 настоящего Кодекса».
Статья 5. Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации изменения (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012, 2005, № 14, ст. 1210), в части 3 статьи 59 заменив слова
«и иные оказывающие юридическую помощь лица» словами «дееспособные граждан е, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, а также российские организации или иностранные организации, имеющие аккредитацию при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование».
Статья 6. Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391, 2016, № 23, ст. 3293) изменения, дополнив часть 1 статьи 55 словами «Представителями в суде по административным делам могут быть российские организации, а также иностранные организации, имеющие аккредитацию при общероссийской общественной организации граждан , которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством Российской Федерации. Для непосредственного участия в судопроизводстве организации, являющиеся представителями, могут направлять только дееспособных граждан, имеющих высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование, за исключением граждан, указанных в части 2 настоящей статьи».
Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года и не распространяется на участие представителей в разбирательствах, начатых до дня введения его в силу.
Источник: http://alrf.ru