Общероссийская общественная организация

Ассоциация юристов России

Московское областное отеделение

+7 (925) 585-73-78 | +7 (495) 916-00-70
Вступить в ассоциацию AURMO@YANDEX.RU

Председатель совета А.П. Галоганов принял участие в VI Международном форуме «Туризм: наука и образование»

22.04.2021


21 апреля в Российской международной академии туризма состоялся VI Международный форум «ТУРИЗМ: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ». Это традиционное мероприятие, которое проводится в Академии уже второе десятилетие. На этот раз тема дискуссии - «Туристское образование и его роль в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Российская международная академия туризма - лидер в подготовке кадров для сферы гостеприимства и туриндустрии, как отечественной, так и зарубежной. Также она занимает ведущие позиции в обучении специалистов для государственного и муниципального управления, права, менеджмента и педагогики, преподавательской и научной деятельности.

Более чем пятидесятилетний опыт успешной работы в образовании способствует широкому общественному интересу, который вызывают её мероприятия. Повестка пленарного заседания вызвала живой отклик коллег и заинтересованных лиц не только в России, но и за рубежом. Правда, особенности современной ситуации не всем из них позволили засвидетельствовать это лично. Поэтому форум проходит в двух форматах – очном и формате онлайн.

Открывая пленарное заседание, ректор Российской международной академии туризма, доктор политических наук Евгений Николаевич Трофимов отметил, что в форуме участвуют коллеги из Италии, Франции, Бельгии, Испании, Финляндии, Литвы, Болгарии, Китая, а также из 15 субъектов Российской Федерации, в их числе представители органов законодательной и исполнительной власти России, туриндустрии, науки и образования, ведущие международные эксперты.

Форум «Туризм: наука и образование» посвящен проблеме, связанной с подготовкой и реализацией Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Федерального агентства по туризму. В нём определена роль туристского образования в подготовке специалистов для развития отрасли туризма и гостеприимства в России. Поэтому это мероприятие так важно в первую очередь для Академии. Евгений Николаевич сообщил присутствующим о приветствии в адрес форума первого заместителя председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валерия Владимировича Рязанского, в котором отмечается ключевая роль РМАТ в подготовке профессиональных кадров для сферы туризма и гостеприимства.

В числе тех, кто приехал в Академию для участия и приветствия собравшихся президент учредителя Академии, ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг), кандидат технических наук Виктор Георгиевич Пугиев. Он напомнил, что учёные Академии - одни из инициаторов закона о налоговых льготах при оплате отдыха в России, который вступил в силу более двух лет назад. Также он поделился опытом реабилитации в санаториях холдинга переболевших ковидом.

С трибуны форума его участников также приветствовали: президент Адвокатской палаты Московской области, председатель Московского областного отделения Ассоциации юристов России Алексей Павлович Галоганов, председатель Совета депутатов г. Химки Александр Павлович Дряннов, председатель Общественного совета при Министерстве культуры РФ, доктор культурологии, профессор Михаил Юрьевич Лермонтов, генеральный директор АО ТГК «Измайлово» Константин Александрович Арзамасцев, президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Андреевич Ламшин.

Через ZOOM обратились к участникам форума зарубежные партнёры: президент группы «Ватель» Аллен Себан, президент EURHODIP Луис де Лезама, президент Международной организации социального туризма (ISTO) Изабель Новоа, советник посольства Франции по научным вопросам в Москве Абдо Мишель Малак и другие.

В разделе, посвящённом истории развития туристского образования в России, Евгений Николаевич отметил, что Российская международная академия туризма – один из первых вузов в России, который стал готовить специалистов для сферы туризма и гостеприимства и за более чем 50-летний период своего существования выпустил более 55 000 специалистов. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда регионы, в которых развитие внутреннего туризма позиционируется, как приоритетная задача, испытывают дефицит кадров для сферы туризма и гостеприимства. Это связано с реорганизацией, в результате которой существенно сократилось количество филиалов частных туристских вузов, расположенных, как правило, в регионах РФ. Не миновала чаша сия и Российскую международную академию туризма – пришлось закрыть филиалы во Владимире, Ярославле, Туле, Красноярске, Калуге, Калининграде и др.

Ректор подробно остановился на потерях туристской отрасли, связанных с пандемией. Всемирная туристская организация (UNWTO) прогнозирует, что в истекшем году ущерб этого сектора экономики превысит $1 трлн, более 100 млн человек могут потерять работу.Альтернативные формы развития отрасли меняет её структуру. Появились сервисы и платформы, расширяющие способы неорганизованного туризма, цифровые технологии в туристской отрасли стали набирать популярность,

Говоря о развитии туризма и туристского образования, Евгений Николаевич остановился на научно-исследовательской основе этих процессов. Наука впервые вышла в ранг ключевых национальных приоритетов. Для её поддержки и развития был создан отдельный национальный проект «Наука».

Основная задача проекта связана с увеличением влияния туризма на экономику и социальную сферу страны, включая повышение занятости и доходов населения, удовлетворенности их жизнью, снижения уровня безработицы и борьбы с бедностью, развитие регионов, привлечение инвестиций и др.

Среди главных задач нацпроекта можно выделить увеличение к 2030 году количества внутренних турпоездок до 140 млн, дополнительное создание рабочих мест в туризме и смежных отраслях с 2,5 млн до 4,7 млн, значительное увеличение вклада в ВВП (до 8,3 триллиона руб.). С 6,7 млн до 11,5 млн человек увеличить отдыхающих в санаториях и профилакториях за 10 лет.

Одним из инструментов, как указывается в нацпроекте, является подготовка кадров. Понимая важность и сложность этой задачи, ряд известных руководителей образовательных организаций и туристского бизнеса обратились к руководству Федерального агентства по туризму с просьбой рассмотреть предложение о создании территориальных образовательных центров ускоренной и практико-ориентированной подготовки специалистов туриндустрии в каждой туристически привлекательной макротерритории на базе ведущих университетов и колледжей при участии организаций туризма и гостеприимства на основе сетевого взаимодействия.

Четвёртый раздел доклада посвящён цифровизации туризма и туристского образования. Мировое сообщество выделяет пять трендов развития отрасли с учетом влияния пандемии. Это забота о здоровье туристов и соблюдение санитарных норм, ориентация на осознанное потребление (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды), иммерсивные технологии (совмещение реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство), ориентация на города как центры инноваций и цифровая трансформация отрасли.

Цифровизация туристского сектора началась задолго до пандемии. Такие сервисы, как скайсканер (система веб-поиска информации о воздушных перевозках), букингком (система поиска отелей) дали туристам возможность легко и просто планировать поездки самостоятельно, и все больше людей предпочитало пакетным турам индивидуальные. За последние месяцы люди по всему миру привыкли к новому уровню цифрового комфорта.

Темпы роста мирового рынка онлайн-туризма (интернет-сервисов планирования поездок для самостоятельных путешественников) в ближайшие четыре года будут составлять свыше 13 процентов в год. А мировой рынок онлайн-путешествий вырастет с $570,25 млрд. в 2017 г. до $1134,55 млрд. к 2023 г. Также коронавирус ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства еще на 10–15 лет.

Цифровизация туристского бизнеса и индустрии гостеприимства определяет и новые требования к выпускникам туристско-гостиничного профиля. Необходимо упорядочить и рекомендовать к использованию в учебном процессе специализированные программные продукты, применяемые предприятиями туризма и гостеприимства в производственном процессе. Так же, как и создание единой Университетской онлайн-платформы с разработанными профильными курсами направлений и специальностей подготовки кадров в области туризма и гостеприимства помогло бы поднять на новый уровень процесс цифровизации туристского образования.

Докладчик выделил несколько тенденций устойчивого развития туризма:

• Смягчение социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, укрепление доверия и безопасности)
• Повышение конкурентоспособности и устойчивости (развитие туристской инфраструктуры и повышение качества оказываемых услуг, диверсификация продуктов и рынков, продвижение внутреннего туризма)
• Экологизация (содействие устойчивому развитию, внедрение углеродно нейтральных решений, развитие экотуризма)
• Координация и партнерство для трансформации сектора и достижения целей устойчивого развития.
• Цифровизация туристической экосистемы, создание инновационных решений, инвестиции в цифровые навыки

Большинство стран, ориентированных на развитие туристского сектора, и сами туристские организации отрасли воспользовались кризисным затишьем, чтобы ускорить перезагрузку отрасли, провести запуск цифровых платформ, экологичных решений и поменять подходы к организации туризма.

Цифровые технологии позволили не только вывести на рынок новые туристские продукты, повысить межотраслевую кооперацию внутри страны, но и сохранить международное сотрудничество.

Хотелось бы отметить некоторые направления международных интеграционных процессов, которые происходят в Академии: совместные образовательные программы с зарубежными вузами, организация производственных практик за рубежом, приглашение зарубежных преподавателей, работа по взаимному признанию дипломов и приложений к дипломам, все более широкое использование европейских стандартов в обучении иностранным языкам, совместная с зарубежными вузами разработка учебных программ для магистратуры и бакалавриата, а также другая деятельность в рамках грантовых программ ERASMUS+.

Интересный и положительный опыт научных исследований в сфере туризма и внедрения инновационных технологий в туристское образование, использования международных программ подготовки туристских кадров накоплен в Академии, тесно взаимодействующей в этом направлении с ведущими учеными Российской академии образованияМосковского государственного университета им. М.В. Ломоносова, других научных и образовательных учреждений, а также с зарубежными вузами: ИРЕСТ (Сорбонна, Париж)Миланским университетом (UNIMIB)Финским университетом прикладных наук МиккелеМеждународной школой гостеприимства «Ватель»Международными организациями EURHODIPISTO/OITS.

Цифровизация обучения в полной мере коснулась совместных с Миланским Университетом международных магистерских программ Академии. Занятия с итальянскими магистрантами проводятся в режиме онлайн.
Зарубежные практики и стажировки более чем в 15 странах мира уже на протяжении 20 лет являются для студентов Академии привычным способом приобретения и развития профессиональных компетенций в сфере туризма и гостеприимства, приобретения опыта межкультурных коммуникаций, овладения иностранными языками в процессе непосредственного общения с их носителями.

В целом на сегодняшний день российская система подготовки кадров для сферы туризма переживает период интенсивных перемен, обусловленных адаптацией к глобальному рынку труда, необходимостью подготовки нового поколения специалистов, основанной на практических знаниях, ориентацией на мировой уровень развития в соответствии с запросами общества.

Несмотря на то, что рынок труда и занятости в сфере туризма переживает глубокий кризис, студенты и абитуриенты не теряют надежды на то, что туризм восстановится и будет развиваться, поэтому в 2020/21 учебном году приток абитуриентов в нашу Академию, особенно на специальности среднего профессионального образования, увеличился на 10 процентов по сравнению с прошлым годом.

Проведенное в Академии исследование показало, что студенты не расценивают онлайн-образование как замену традиционному образованию, но вполне понимают и принимают тот факт, что некоторые дисциплины и курсы можно изучать в режиме онлайн. Что же касается практического обучения – здесь необходим традиционный практико-ориентированный подход.Гибридное образование — не новое слово для индустрии, однако в условиях резкого разрыва связей между онлайн и офлайн именно оно будет определять прогресс в этой сфере в ближайшие годы.

Одной из восстановленных и эффективных форм взаимодействия предприятий и вузов стала организация базовых кафедр. Такая базовая кафедра создана в 2018 году в санатории «Виктория» Пушкинского района Московской области. В течение учебного года около 90 студентов среднего профессионального образования по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело», «Гостиничный сервис» проходят там практическое обучение.

Для формирования эффективной системы подготовки специалистов для отрасли туризма и индустрии гостеприимства в рамках национального проекта «Туризм и гостиничная индустрия» Евгений Николаевич Трофимов предложил ряд мер:

- отобрать 10-15 ведущих вузов, в том числе в регионах России, сделать их базовыми учебными заведениями для подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства;
- рассмотреть основы правового регулирования участия работодателей в процессе перспективного планирования и организации профессиональной подготовки туристских кадров;
- разработать систему рейтинга вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства;
- провести Международный конкурс «Лучший вуз в подготовке кадров для туризма и индустрии гостеприимства» в рамках основных международных площадок и объединений, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), АСЕАН, АТЭС;
- объявить на грантовой основе разработку базовой серии учебников для студентов туристских вузов и системы среднего профессионального туристского образования с учетом перспектив развития индустрии туризма и гостеприимства;
- объявить о проведении Международной премии «Золотой университет туризма», которая будет ориентировать международное сообщество туристских вузов на лучшие практики эффективного развития образования для сферы туризма в России и странах СНГ;
- рассмотреть возможность вхождения российских учебных заведений в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;
- разработать предложения с его дополнениями в текст Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части более расширенного изложения положений о кадровом обеспечении в сфере туризма и введения в Закон дополнительной статьи о туристском образовании, о взаимодействии образовательных учреждений с предприятиями туристской отрасли и гостиничного комплекса в ходе образовательного процесса и трудоустройства выпускников туристских вузов;
- увеличить с учетом потребностей субъектов Российской Федерации контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях высшего образования по направлениям подготовки 43.03.02 Туризм и 43.03.03 Гостиничное дело;
- выделить финансирование в рамках Национальных проектов («Туризм и индустрия гостеприимства» и «Образование») на развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Доклад вызвал живой отклик у собравшихся, что послужило заинтересованному его обсуждению. О современных подходах к кадровым проблемам индустрии туризма и гостеприимства говорили в своих выступлениях в формате онлайн или оффлайн почетный президент Российского союза туриндустрии, кандидат экономических наук Сергей Павлович Шпилько, вице-президент национальной академии туризма, зав.кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ, доктор географических наук, профессор Виктор Иванович Кружалин, заместитель руководителя Российской системы качества Юлия Юрьевна Михалева, зав.кафедрой туризма, сервиса и гостиничного бизнеса Института развития города Севастопольского государственного университета, кандидат географических наук, доцент Наталья Владимировна Шабалина, первый проректор Балтийской академии туризма и предпринимательства Олег Владимирович Евреинов, директор Гуманитарно-педагогической академии (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», доктор педагогических наук, профессор РАО отделения философии образования и теоретической педагогики Рена Ринатовна Тимиргалеева, декан факультета международных программ Университета Прикладных Наук Юго-Восточной Финляндии, менеджер проекта Наталья Кущева.

После перерыва в семи научных школах РМАТ прошло обсуждение актуальных аспектов реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в числе которых тенденции развития социального и доступного туризма в России, профессионального туристского образования в цифровую эпоху, туристского рынка, индустрии гостеприимства, природного и культурного наследия в системе локальной экономики, правового регулирования отрасли, архитектурного проектирования туристских дестинаций.

В работе научных школ участвовали представители Ростуризма, филиалов Российской международной академии туризма, учредителя РМАТ - ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг), Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья, Московского государственного университета имени Ломоносова, Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Финансового Университета при правительстве РФ, Сочинского государственного университета, Северо-Кавказской государственной академии, Московского архитектурного института, юристы, эксперты гостиничного бизнеса и другие уважаемые гости.

По итогам обсуждения сформулированы рекомендации, систематизирующие теоретические, методологические и научно-практические способы и стимулы повышения роли туристского образования в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Они будут представлены в Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство Российской Федерации.

 

22.04.2021